Развитие артикуляционной и мимической моторики
1. Упражнение «Говорливый ручеек»
Цель – развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
2. Упражнение «Ветер, ветер…»
Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
3. Упражнение «Чудак»
Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок, Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
4. Упражнение «Муравейник»
Цель – развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.
Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.
Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник…»
Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).
«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: “О!”, затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: “У!”…»
Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.
5. Упражнение «Машинки»
Цель – раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции.
Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и».
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.
6. Упражнение «Лес»
Цель: развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
Педагог дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са-а-а —в лесу бегает лиса. Дети изображают лису, используя мягкие движения рук.
Со-о-о — еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают руками «моталочку».
Бу-у-у — сидит ворон на дубу. Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу.
Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий:
— определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его;
— увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном;
— сложить из разрезанных частей;
— определить на ощупь (используется тактильное домино);
— достать фигурку из «волшебного мешочка»;
— подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку.
7. Упражнение «Бабочка»
Цель – развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения.
Игровой материал: фонарик.
Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.
8. Упражнение «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ»
Цель – регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики.
Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке.
Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.
Развитие мелкой моторики
9. Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют
Мяу-мяу, мяу-мяу. одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит
Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо
Мур-мур-мур, мур-мур-мур нью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о
Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.
Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжимают
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. пальцы рук.
И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-
цев вокруг друг друга.
10. Машина
Би-би-би — Дети ритмично постукивают
Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь
другой.
Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш-
Вперед спешат. ку» руками.
11. Часы
Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях
перед собой и ритмично пока-
чиваются из стороны в сторону
(руки—стрелки).
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по
Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.
Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по
Чтобы завести завод. телу снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач-
— Тук-тук-тук, — все говорят. ком о кулачок.
Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор»
Вот другое в ход пошло. руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
12. Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой-
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
13. Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль-
И по лужам ты идешь. цами рук.
Так-так-так-так. Ритмично притопывают.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о
Спрятал кудри под травой. ладонь.
Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями
Дождь сильнее застучал. о колени.
Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным-
Скоро дождик ливнем стал. пальцем одной руки о ладонь другой-
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши.
14.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Цель – развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших
будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, вновь загибают пальчики, начиная с больших
Листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем. приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.
15. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.
Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот эти валенки для малышки Галеньки.
16. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук.
Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире,
В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.
17. Упражнение « Мышки»
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире:
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить – тому не водить.
18. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз-подбросим, два-поймаем,
Три-уроним, и…сломаем.
19. Пальчиковая гимнастика « Мышки»
Вышли мыши как- то раз
Поглядеть, который час.
Раз – два – три – четыре –
Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
20. Упражнение «Повстречались»
Цель – развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Повстречались два котенка —
Мяу-мяу! Педагог соединяет свой мизинец правой руки
с мизинцем правой руки ребенка.
Два щенка — ав-ав! Соединяют безымянные пальцы.
Два жеребенка — иго-го! Соединяют средние пальцы.
Два козленка — ме-е! Соединяют указательные пальцы.
Два быка — му-у!
Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу».
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Игра - ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослы
Комментарии
Отправить комментарий