К основному контенту

20 игровых упражнений на развитие моторики у детей со стертой формой дизартрии

Развитие артикуляционной и мимической моторики 1. Упражнение «Говорливый ручеек» Цель – развитие артикуляционной моторики. Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш». 2. Упражнение «Ветер, ветер…» Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф. У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х. У Осени — прохладный — с-с-с. У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть. 3. Упражнение «Чудак» Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик. Методика проведения. Педагог читает стихотворение: Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк. Он дует вверх, Он дует вбок, Он дует вдоль и поперек. Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка. 4. Упражнение «Муравейник» Цель – развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти. Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы. Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник…» Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»). «Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: “О!”, затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: “У!”…» Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке. 5. Упражнение «Машинки» Цель – раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции. Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и». Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук. 6. Упражнение «Лес» Цель: развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает: «У-у-у» — встревожился лес, «О-о-о» — удивился лес, «А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли). Педагог дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке: Са-а-а —в лесу бегает лиса. Дети изображают лису, используя мягкие движения рук. Со-о-о — еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают руками «моталочку». Бу-у-у — сидит ворон на дубу. Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу. Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий: — определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его; — увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном; — сложить из разрезанных частей; — определить на ощупь (используется тактильное домино); — достать фигурку из «волшебного мешочка»; — подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку. 7. Упражнение «Бабочка» Цель – развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения. Игровой материал: фонарик. Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи. 8. Упражнение «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ» Цель – регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики. Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке. Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться. Развитие мелкой моторики 9. Котенок-шалун Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют Мяу-мяу, мяу-мяу. одноименные пальцы обеих рук. Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают пальцы. Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо Мур-мур-мур, мур-мур-мур нью одной руки тыльную сторону другой. Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок. Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжимают Цап-цап-цап, цап-цап-цап. пальцы рук. И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль- цев вокруг друг друга. 10. Машина Би-би-би — Дети ритмично постукивают Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь другой. Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками. Мотор стучит. — Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами. Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу — Потирают ладони. Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш- Вперед спешат. ку» руками. 11. Часы Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично пока- чиваются из стороны в сторону (руки—стрелки). И вот так, и вот так. Громко бьют часы кругом: — Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками. Гирю оттянули вниз. Скрип-скрип-скрип, Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз. Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по Чтобы завести завод. телу снизу вверх. Чтобы стрелки в путь пошли, Молоточки есть внутри. Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач- — Тук-тук-тук, — все говорят. ком о кулачок. Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор» Вот другое в ход пошло. руками. Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра. Закрутилось до утра. 12. Ветер Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла- Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь. В трубах громко он гудит: У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой- Поднимает пыль столбом. Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами. Дует он везде, кругом. Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя. Может вызвать бурю он. Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и Не удержится и слон. делают вращательные движения. Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой. 13. Дождик Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль- И по лужам ты идешь. цами рук. Так-так-так-так. Ритмично притопывают. Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о Спрятал кудри под травой. ладонь. Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями Дождь сильнее застучал. о колени. Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным- Скоро дождик ливнем стал. пальцем одной руки о ладонь другой- Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши. 14.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Цель – развитие тонкой моторики, координация речи с движением. Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, вновь загибают пальчики, начиная с больших Листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем. приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук. 15. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас» Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением. Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки. Да еще ботинки для нашей Валентинки, А вот эти валенки для малышки Галеньки. 16. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук. Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире, В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили, Много мебели в квартире. 17. Упражнение « Мышки» Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить – тому не водить. 18. Пальчиковая гимнастика «Снежок» Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз-подбросим, два-поймаем, Три-уроним, и…сломаем. 19. Пальчиковая гимнастика « Мышки» Вышли мыши как- то раз Поглядеть, который час. Раз – два – три – четыре – Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон. 20. Упражнение «Повстречались» Цель – развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка — Мяу-мяу! Педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка. Два щенка — ав-ав! Соединяют безымянные пальцы. Два жеребенка — иго-го! Соединяют средние пальцы. Два козленка — ме-е! Соединяют указательные пальцы. Два быка — му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Игра - ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослы

Консультация для воспитателей: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

     Речь  - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.    Нарушение речи  – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: Они не соответствуют возрасту говорящего; Н

Помощники логопеда❤️

  Логопедические зонды - набор инструментов используемых в практике работы учителя-логопеда при формировании необходимого артикуляционного уклада органов речи (постановочные зонды), а также для нормализации речевой моторики (массажные зонды) . Однако в практике логопедов чаще всего используется зондозаменители, главным плюсом которых является индивидуальное применение для каждого ребенка,не требующая специальной стерилизации.В роли зондозаменителя логопеды применяют:  палочки для коктейлей с шариком на конце, шпатели, зубные селиконовые щетки, ватные палочки, ложки 👍